MS Project

Основы управления проектами

Проект — последовательность задач, реализующая поставленную цель в установленные сроки и в рамках выделенных ресурсов.

Задача — работа, характеризующаяся временем выполнения, потребностью в ресурсах и условиями, при которых она может выполняться. Работы, выполняемые одновременно, называют параллельными.

Ресурсы — работники, специалисты, машины и оборудование, материалы, денежные средства,  необходимые для выполнения проекта и подконтрольные менеджеру проекта.

Управление проектом — организация выполнения проекта в установленные сроки и в рамках выделенных ресурсов.

Цель управления проектом состоит в рациональном распределении имеющихся ресурсов для выполнения проекта в установленные сроки и в рамках выделенных ресурсов.

Качество управления проектом оценивается по следующим критериям, расположенным в порядке убывания значимости:

  •  чистая текущая стоимость проекта;
  • срок сдачи проекта в эксплуатацию;
  • затраты на реализацию проекта;
  • своевременность финансирования и поставок;
  • равномерность загрузки ресурсов;
  • соблюдение  запланированных сроков выполнения работ;
  • отношения в трудовом коллективе,
  • взаимоотношения с подрядчиками, инвесторами и другими партнёрами.

На практике главным критерием обычно признаётся срок сдачи проекта в эксплуатацию.

Управляя проектом, менеджер должен принимать во внимание многочисленные разнородные факторы, например:

  • технологическую последовательность работ;
  • обеспеченность работ ресурсами;
  • возможность привлечения дополнительных ресурсов;
  • режим работы руководителей, специалистов, рабочих и служащих;
  • возможность сверхурочной работы и сопряжённые с ней затраты;
  • своевременность финансирования;
  • согласованность во времени присутствия на рабочих местах работников, наличия необходимых ресурсов;
  • своевременность доставки материалов;
  • риски и неопределённости;
  • потери, возникающие в случае отставания реализации проекта от графика;
  • отношения в трудовом коллективе, деловые качества руководителей и специалистов, их мнения по вопросам выполнения проекта.

Без компьютерной поддержки менеджер, управляя проектом, может надеяться лишь на интуицию и на благоприятное стечение обстоятельств. Такой подход может оправдать себя, если проект предусматривает выполнение десятков работ. Если же речь идёт о десятках тысяч, провалы неизбежны даже в деятельности самых талантливых менеджеров.

Менеджер проекта несёт ответственность за своевременную сдачу проекта в эксплуатацию, за соблюдение сметы проекта, за качество составления, за выполнение сетевого плана и плана финансирования, за рациональную загрузку используемых ресурсов, за своевременность и точность информации, предоставляемой всем участникам проекта.

Процесс управления проектом подразделяется на три основных этапа:

  • планирование;
  • мониторинг;
  • анализ.

На этапе планирования менеджер определяет смету проекта, составляет сетевой план, а на его основе формирует финансовый план и планирует дата сдачи проекта в эксплуатацию. План проекта должен быть утвержден заказчиком и согласован с партнерами.

На этапе мониторинга менеджер должен обеспечить соблюдение сетевого плана и плана финансирования в условиях неопределённости и быстро меняющихся внешних условий, а при угрозе существенного отклонения от планов — своевременно представить информацию об этом руководству проекта, предложить и аргументировать конкретные решения, подготовить проекты соответствующих документов и соглашений. Это наиболее напряжённый этап деятельности менеджера.

На этапе анализа менеджер подводит итоги выполнения проекта, выявляет резервы сокращения продолжительности работ и размеров затрат, изучает допущенные ошибки и просчёты и предлагает мероприятия, позволяющие избежать их в будущем, готовит соответствующие предложения руководству своей компании и её партнёрам.